Мы находимся:

г.Челябинск, Пл. Революции, д. 7-а, офис 407

Эл.почта:

deloros.chel@gmail.com

Контактный телефон:

+7 (351) 247-73-47

В марте 2018 года челябинское отделение «Деловой России» утвердило создание Комитета по развитию частной медицины в Челябинской области. В данной отрасли немало проблем, что Комитет немедленно начал серьезную работу и поднял вопрос о конкуренции между частными и государственными клиниками в системе обязательного медицинского страхования.

Стоит сказать, что конкуренции как таковой не существует, т.к. пока процент участия частных клиник в системе ОМС ничтожно мал. Однако, есть все предпосылки, что ситуация сдвинется в положительную сторону: вопрос специально обсудили на заседании Госсовета 5 апреля 2018 года вместе с Президентом Владимиром Путиным.

По выражению Тимофея Нижегородцева, начальника Управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России, губернаторы некоторых областей уже организовали специальные рабочие группы в местных министерствах экономического развития. Он призвал участников рынка и представителей ассоциаций донести до местных властей первостепенность проблемы дискриминации частных клиник, желающих участвовать в системе ОМС.

– Нижегородцев, оттолкнувшись от статистических данных, на V Национальном конгрессе частных медицинских организаций верно заметил, что региональные власти не стремятся наращивать конкуренцию между частными и государственными клиниками в системе обязательного медицинского страхования. Так, чтобы решить эту проблему, ФАС планирует описать правила распределения объемов госзадания и предложить «методические указания» субъектам. Предлагаемые ФАС шаги могут повлечь за собой коренные изменения. Произойдет демонополизация медицины, – комментирует новость Наталья Яцукова, руководитель Комитета по развитию частной медицины «Деловой России», директор клиники профессиональной травматологии и ортопедии "Канон". – Изменения решат три большие проблемы: выполнят Указ Президента по развитию конкуренции, дадут развитие частной медицине и значительно улучшат жизнь населению. Не секрет, что в Челябинской области качество медицинского обслуживания вызывает постоянные нарекания. В поликлиниках выстраиваются очереди к терапевтам и педиатрам, в больницах приходится по полгода ждать необходимую операцию, к узким специалистам не попасть годами. Многие вопросы можно было бы решить с помощью грамотного распределения государственного задания – муниципального задания, квот – между государственными и частными клиниками, а также формирования тарифов, отражающих реальную стоимость услуг.

Вот некоторая статистика, приведенная Нижегородцевым на конгрессе: в России есть регионы, где частных медцентров в два раза больше, чем государственных, но получают они менее 1% объемов госзадания. Например, в Новосибирской области плановый показатель доли частных клиник на региональном рынке ОМС в 2018 году составляет всего 3,5%, а в 2014 году он фактически был на уровне 2,38%.

Отработать правила станет задачей Министерства здравоохранения и территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС). Пока правила не сформированы и не вступили в силу ситуация такова: основные объемы квот выделяются государственным больницам, а частные клиники получают лишь остатки, которые не покрывают и 30% от их потенциальных возможностей.

        

– Сегодня можно констатировать, что выделение квот частным клиникам основано на дискриминационном принципе. Остается непонятным, какими критериями руководствовалась комиссия по разработке территориальной программы ОМС при распределении объемов и формировании тарифов по ряду профилей медицинской помощи, особенно тех, где представлены частные клиники. И даже между частными клиниками распределение квот проводится комиссией не прозрачно, нет понимания расчетов критериев распределения квот, – описывает, сложившуюся годами застойную систему распределения Наталья Яцукова. – С такой проблемой, в части распределения объемов на высокотехнологичную медпомощь, постоянно сталкивается и наша клиника. К примеру, в 2018 году клиника «Канон» получила всего 41 квоту на выполнение операций по эндопротезированию ТБС. Уже в феврале квоты закончились. Клиника неоднократно просила у комиссии увеличить количество квот и в 2017 году и в 2018 году, на что получала отказы с указанной выше мотивировкой. Но, несмотря на утверждение комиссии о том, что потребность по данному виду медицинской помощи на территории Челябинской области якобы отсутствует, пациенты упорно продолжали обращаться именно за данным видом медицинской помощи и хотели получить ее именно в этой клинике.

Такой подход полностью убивает конкуренцию и негативно влияет на качество оказания услуг. Ведь получается, что чем лучше работает клиника, тем больше туда будет обращаться пациентов, а это в свою очередь ведет к перевыполнению выделенных квот и – как следствие – к дискриминации и штрафным санкциям со стороны комиссии и страховых медицинских организаций.

Данное положение вещей полностью противоречит задаче Президента о конкуренции, и для частных клиник участие в системе ОМС становится убыточным, т.к. несмотря на исчерпанные, закончившиеся квоты, медицинская организация (работающая в системе ОМС) не имеет права отказать пациенту, и вынуждена оказывать ему медицинскую помощь – правда, уже за свой счет.

По мнению Натальи Леонидовны, распределение квот должно происходить не в процентном соотношении на регион или область, а из средней статистики обращений пациентов и мощности определенной частной клиники.

Будет уместным сказать, что частная медицина готова деятельно включиться в систему обязательного медицинского страхования. Между тем, для населения это не станет платной услугой – частная клиника будет точно также вести прием, как районная поликлиника. Однако, здесь решится вопрос с долгим ожиданием в очередях, с невозможность записаться на прием в удобное время к определенному специалисту и т.д.

По мнению Константина Захарова, Председателя челябинского бизнес-объединения «Деловая Россия», здоровая конкуренция между клиниками расширит законный выбор потенциального пациента, а не вынудит пользоваться только ограниченным количеством государственных больниц, работающих, по мнению многих пациентов, далеко не всегда лучшим образом. Частную медицину необходимо органично встроить в общую систему здравоохранения нашего региона с целью максимального использования ресурса частных клиник, экономии за счет этого государственных средств и, как следствие, наиболее полного удовлетворения потребности населения области в медицинской помощи.

Сегодня есть прецеденты когда частные клиники самостоятельно либо с помощью ФАС пытаются доказать свое право на полноценную работу в ОМС через суд. Например, в ноябре 2017 года пятеро членов Комиссии по разработке территориальной программы ОМС Санкт-Петербурга не смогли оспорить в суде решение ФАС России о привлечении их к административной ответственности. И они были оштрафованы за создание дискриминационных условий для частных клиник во время распределения объемов ВМП. Думаем, что судебная практика не тот, инструмент, который должен регулировать обсуждаемый вопрос.

– Еще одним серьезным шагом частных клиник на пути к государственному заказу может стать объединение негосударственного медицинского сообщества в реально действующую мощную организацию. В Челябинской области такой вполне может стать комитет по развитию частной медицины в ЧРО «Деловая Россия». Объединение в составе серьезной авторитетной общественной организации позволит не только реально защитить частные клиники от бюрократического произвола, но и по-настоящему будет способствовать улучшению качества оказания медицинских услуг, – выразил свою позицию Константин Захаров.

В мае Комитет по развитию частной медицины челябинского бизнес-объединения «Деловая Россия» проведет круглый стол «Повышение качества и доступности медицинских услуг для жителей Челябинской области с использованием возможностей частных медицинских организаций», на который будут приглашены представители органов управления здравоохранения, ТФОМС, УФАС, руководители государственных медицинских учреждений, частных медицинских организаций, эксперты, представители СМИ. Решение актуальных вопросов предполагается в атмосфере конструктивного взаимодействия.