Мы находимся:

г.Челябинск, Пл. Революции, д. 7-а, офис 407

Эл.почта:

deloros.chel@gmail.com

Контактный телефон:

+7 (351) 247-73-47

В минувшую пятницу, в рамках визита бизнес-омбудсмена Бориса Титова, в Челябинске на пром.площадке индустриального парка «Станкомаш», в цехе механообработки АО «Конар» прошло выездное заседание промышленного комитета Общероссийского народного фронта. Темой заседания стала подготовка профессиональных кадров для новой индустриализации, а также вопросы развития системы технического образования в стране. Модераторами заседания выступили уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов и Генеральный директор АО «КОНАР» Валерий Бондаренко. В числе экспертов выступили и челябинские делороссы Наталья Подкорытова, Антон Неверов, Сергей Сиренко и Максим Усынин.

В ходе заседания представители промышленного комитета ОНФ презентовали результаты опроса руководителей 700 предприятий, согласно которому на 87 процентах опрошенных предприятий ощущается нехватка квалифицированных кадров.

- При этом наибольший дефицит наблюдается среди рабочих высокой квалификации (5-6 разряды) и специалистов среднего звена (мастера участков, технологи, бригадиры) – так ответили соответственно 57 и 35 процентов опрошенных предприятий, – сообщил директор Центра мониторинга развития промышленности Илья Семин.

Руководители отечественных предприятий отметили низкое качество подготовки выпускников образовательных учреждений. Они считают, что причине недостаточности финансирования, отсутствия современного обучающего оборудования, дефицита компетентных преподавателей студенты не имеют возможности познакомиться с новыми технологиями.

Также эксперты отметили, что в России не работают федеральная система мониторинга потребностей промышленности в рабочих кадрах и система заказа на профессиональный состав выпускников. При этом существуют отдельные успешные примеры эффективного сотрудничества промышленных предприятий и образовательных учреждений, как и создание специализированных образовательных центров на производственных площадках.

- Мы сегодня сами вынуждены себе воспитывать, образовывать людей для того, чтобы они могли работать на таких станках, - говорит координатор промышленного комитета ОНФ Борис Титов. - Поэтому для этого надо многое сделать, чтобы у нас опять появилась нормальная эффективная система образования, прежде всего рабочих профессий.

Работодатели заявляют, что готовы брать студентов на практику, вкладываться в улучшение материальной базы профильных учебных заведений, а также предоставлять своих специалистов в качестве преподавателей теоретических дисциплин. Например, АО «Конар» начинает отбирать для себя студентов, которые смогут освоить дефицитную на сегодняшний день специальность инженера-конструктора, начиная со школьной скамьи. У предприятия заключен договор с челябинским физико-математическим лицеем №31 и Южно-Уральским госуниверситетом. По словам гендиректора «Конара» Валерия Бондаренко, успешным студентам старших курсов, которые готовы после получения диплома работать на предприятии, промышленный холдинг платит персональную стипендию.

Своим опытом на заседании поделились и другие южноуральские бизнесмены. Так, руководитель комитета ЧРО «Деловой России» по развитию лёгкой промышленности, гендиректор «Фабрики шнуров» Сергей Сиренко попросил вспомнить славный советский опыт и начинать профориентацию со школьной скамьи: водить школьников на экскурсии на успешные предприятия, показывать им статистику востребованных профессий, чтобы они понимали перспективу трудоустройства после окончания ссузов и вузов и выбирали рабочие специальности.

- Малые предприятия обладают меньшими, в отличие от крупных компаний, ресурсами и не могут самостоятельно готовить для себя кадры. Но мы можем выделить место и время на своём предприятии, чтобы учить студентов практическим навыкам, можем организовывать экскурсии для школьников. Нужно приводить учеников на предприятия, показывать им современные рабочие места, современное производство и статистику востребованности рабочих кадров. Чтобы не было такой ситуации, как сейчас, когда мы с одной стороны имеем предприятия, которые не знают, где брать квалифицированных работников, а с другой – выпускников, которые в своё время сделали неправильный выбор, отучились и теперь не знают, где и как реализовать себя, - считает Сергей Сиренко.

А первый проректор Русско-Британского института управления, делоросс Маким Усынин поднял очень актуальную проблему образовательных учреждений. Он считает, что оценку качества образования должны проводить не рособрнадзор, а представители предприятий. Более того, по его мнению, необходимо изменить систему аттестации учебных заведений, в соответствии с которой лишить вуз аккредитации или лицензии можно было бы только по решению суда.

- Никто не будет вкладывать средства на создание образовательных проектов, зная, что в любой момент вуз может лишиться аккредитации без суда. У нас был такой опыт, когда мы создавали проект, а потом, из-за ошибки секретаря в одной цифре, не прошли аттестацию и проект закрыли, - поделился опытом Максим Усынин.

По итогам заседания была принята резолюция, содержащая рекомендации по решению проблем качества технического образования и дефицита рабочих кадров. Главное среди них –предложение разработать и принять единую типовую форму сотрудничества образовательных организаций с работодателями на региональном уровне.

- В настоящее время из-за различной ведомственной подчиненности работодателей и учебных учреждений существует проблема раскоординированности работы органов власти. В результате централизованный заказ на подготовку специалистов работает лишь в нескольких регионах, причем в разных форматах. На федеральном уровне нет нормативных документов, регулирующих и координирующих взаимодействие сторон, нет необходимого нормативного поля, где были бы учтены интересы и обязанности всех сторон. В результате система профессионально-технического образования выпускает специалистов не тех специальностей и не той квалификации, которых требует современная промышленность, – заявил Титов. – поэтому средние и крупные предприятия вынуждены за свой счет доучивать специалистов, а малые предприятия не могут себе позволить и этого.

Кроме того, участники заседания призвали развивать систему наставничества и усилить мотивацию бизнеса в сфере подготовки кадров. 

- Необходимо все-таки добиться внесения изменений в налоговый кодекс, согласно которым к расходам на обучение будут также относиться расходы налогоплательщика, осуществленные на основании договоров о сетевой форме реализации образовательных программ, заключенных в соответствии с законом «Об образовании» с образовательными организациями», – подчеркнула эксперт промышленного комитета, директор учебного центра ОАО «Казанский электротехнический завод» Наталья Чадаева.

Помимо этого, эксперты предложили предоставить возможность применять и совершенствовать свои профессиональные навыки в войсковых частях с соответствующей специализацией для успешных студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования и поступающих на службу в армию. В таком случае эксперты предложили сохранять трудовой стаж по специальности при прохождении службы в ВС РФ в частях с соответствующей специализацией.

В тексте резолюции также содержится предложение повышать трудовую мобильность населения за счет развития рынка доступного арендного жилья и возродить систему ранней профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях.