Мы находимся:

г.Челябинск, Пл. Революции, д. 7-а, офис 407

Эл.почта:

deloros.chel@gmail.com

Контактный телефон:

+7 (351) 247-73-47

Правительство может узаконить добровольную уплату НДС компаниями, работающими по упрощенной системе налогообложения (УСН). Вопрос прорабатывается впервые после 10 лет дискуссий, решение даст толчок развитию малых производств. Сейчас крупным компаниям невыгодно закупать их продукцию, поскольку они не могут принимать НДС к вычету, говорят эксперты.

"Крутить-вертеть"

Компании, работающие по УСН, вынуждены "крутить-вертеть", чтобы сотрудничать с крупными компаниями. По закону плательщики УСН освобождены от уплаты НДС, и крупным компаниям закупать их продукцию невыгодно: нет возможности предъявить НДС к возмещению, говорил в середине декабря на заседании межфракционной рабочей группы в Госдуме уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов. Разрешение компаниям-плательщикам УСН платить НДС позволило бы перейти на "упрощенку" еще 50 тыс. компаний и дало бы толчок развитию малого производственного бизнеса, считает омбудсмен.

Дискуссии с правительством на эту тему длятся уже 10 лет, но теперь вопрос может сдвинуться с мертвой точки: смягчился главный противник идеи - Минфин, и первый вице-премьер Игорь Шувалов решил опробовать схему в пилотных регионах, сообщил Титов депутатам.

Предложение от Титова поступало, ведомствам - Минэкономразвития, Минфину и ФНС - дано поручение изучить возможность администрирования НДС, уплаченного компаниями-плательщиками УСН, подтвердил РБК представитель секретариата Шувалова. В рамках этой работы может быть выбрано два пилотных региона, где плательщики УСН получат право платить НДС, добавил собеседник РБК. "Отсутствие права на уплату НДС - проблема для малого бизнеса, работающего на УСН, но у наших ведомств есть опасения, связанные с возможностью появления новых схем ухода от налогов", - пояснил представитель Шувалова. Однако, говорит он, Шувалов как куратор малого бизнеса считает необходимым в кризисный период рассматривать и такую возможность для поддержки предпринимателей.

Представители Минфина и ФНС не ответили на запрос РБК.

Проблема, о которой сообщает Титов, действительно существует, о ней уже несколько лет говорит и "Опора России", согласна замруководителя центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства "Опоры России" Олеся Сапа. При выборе поставщика или контрагента бизнесу, работающему по общей системе налогообложения, выгоднее сотрудничать с компаниями, которые работают на том же налоговом режиме, поясняет эксперт. Предложение Титова изменит ситуацию, позволив компаниям самим решать, какую бизнес-модель применять, считает Сапа. Система регистрации по НДС применяется в Казахстане: там есть просто налогоплательщики и есть плательщики НДС, приводит пример собеседница РБК. Система добровольной уплаты НДС опробована и в "Сколково": резиденты проекта могут быть плательщиками НДС или же не платить его, добавляет Сапа.

Неудобные лазейки

Сейчас, чтобы сохранить возможность работать с крупными компаниями, компании-плательщики УСН, вынуждены заводить второе юридическое лицо, работающее на общем налоговом режиме, говорил Титов. Кроме того, в теории компании-плательщики УСН могут добровольно принимать на себя обязанность уплаты НДС, но для этого им нужно выставлять покупателям своей продукции счета-фактуры, подавать налоговые декларации и вносить налог в бюджет, отмечает адвокат, руководитель налоговой практики компании "Деловой фарватер" Антон Соничев. Такое применяют, когда покупатель крайне заинтересован в наличии НДС, чтобы предъявлять его к вычету (например, в оптовой торговле), поясняет юрист. Но вопрос такого вычета вызывает споры, хотя суды во главе с Конституционным такое право за покупателем полностью признают, указывает он.

Сами компании-продавцы не могут принять к зачету такой счет-фактуру, так что этот способ решения проблемы невыгоден и им, отмечает Сапа и подтверждает Соничев. Разрешение считаться плательщиками НДС для компаний, работающих по УСН, позволит получать налоговые вычеты всем участникам производственных цепочек - и крупным компаниям-покупателям, и микрокомпаниям-продавцам, отмечает Сапа.

ФНС никогда принципиально не возражала против предоставления плательщикам УСН права платить НДС, активным противником меры всегда был Минфин, утверждает Сапа. Минфин опасался появления большого количества компаний-однодневок, через которые деньги будут прогоняться, очищаться от НДС и выводиться, а сами компании будут платить налог 6%, знает она. Но, по ее мнению, эта проблема решаема, ведь в числе добровольных плательщиков НДС не будет компаний, работающих с недвижимостью и занятых другими "опасными" видами деятельности. Право добровольной уплаты НДС должны получить производственные и сельскохозяйственные микрокомпании с годовой выручкой меньше 60 млн руб. и количеством сотрудников меньше 100 человек - таких примерно 200 тыс., это десятая часть от общего количества существующих микрокомпаний, оценивает Сапа. Нужно их лишь идентифицировать. Это сможет сделать Росстат, который вскоре планирует сплошное исследование. Кроме того, такие компании будут видны в реестре малого и среднего бизнеса, который в 2016 году начнет вести ФНС, напомнила эксперт.

Светлана Бочарова, РБК

Илья Гизатуллин, активный участник бизнес-объединения «Деловая Россия», генеральный директор ООО "ЮП "Паритет", прокомментировал новую инициативу правительства по добровольной уплате НДС компаниями: 
Пока непонятно, какую именно схему предлагают законотворцы. Если предлагается просто разрешить «упрощенцу» выставлять счет-фактуры и уплачивать НДС по выборочным сделкам, то это вряд ли будет выгодно и не заинтересует большое количество налогоплательщиков. НДС нужно будет заплатить в бюджет, а входящий НДС к возмещению он взять не сможет. Таким образом, для покрытия убытков в виде затрат на уплату НДС в бюджет он должен будет увеличить цену продажи, что может привести к ее завышению, по сравнению с рыночным уровнем. Это может себе позволить только очень уникальная продукция, работа или услуга. Если же схема будет подразумевать возможность возмещения НДС «упрощенцем» по товарам, услугам, которые он продал с НДС, тогда выгода становится очевидной, но возникает много вопросов. Например, как и кто будет отслеживать какие именно товары или материалы были задействованы в сделке с НДС? Не возникнет ли еще больше административных барьеров в работе предприятия? 
На мой взгляд, предложение стоит обсуждать, когда есть четкая схема работы, а пока для обсуждения есть проблемы более актуальные, например, продление применение ЕНВД и после 2018 г., применение он-лайн ККМ в 2017 г., увеличение лимитов доходов для применения УСН.