21 марта 2018 в целях реализации приоритетной программы по основному направлению стратегического развития РФ «Реформа контрольно-надзорной деятельности» состоялись публичные обсуждения правоприменительной практики Челябинского УФАС за 1 квартал текущего года. Вместе с руководителями Челябинского Управления в заседании принял участие представитель центрального аппарата – заместитель руководителя ФАС РФ Сергей Пузыревский. Нужно отметить, что обсуждения прошли в рамках научно-практического семинара «Тарифное и антимонопольное регулирование. Контроль закупочной деятельности по 223-ФЗ и 44- ФЗ».
Мероприятие затронуло очередные нововведения в 223-ФЗ о закупках и 44-ФЗ о контрактной системе, которые были приняты 31 декабря 2017 года. В частности, с 1 июля этого года заказчики будут вправе проводить все закупки в рамках 44-ФЗ в электронной форме на специальных он-лайн площадках. А с 1 января 2019 года эта норма станет обязательной – конкурсы, проводимые в «бумажном» режиме, упразднятся совсем.
Также, был поднят вопрос об ответственности за нарушение тарифного, закупочного и антимонопольного законодательства. Здесь главным приоритетом выдвинуто то, что стоит воздействовать превентивно, предупреждая нарушения законодательства и, по возможности, не допускать административных и уголовных мер воздействия на участников закупок.
Илья Гизатуллин, руководитель комитета по агропромышленной политике челябинского бизнес-объединения «Деловая Россия», выражает свой взгляд на нововведения:
– Внедряется проверенный мировой опыт. Четвертый антимонопольный пакет ФАС соответствует мировым аналогам и уровню Организации экономического сотрудничества и развития. Сейчас необходимо сосредоточится на предотвращении антиконкурентных сговоров, которых за 2017 год зафиксировано больше, чем в 2016. ФАС, в отличие от ФНС, является не карательным органом, а органом предупредительного контроля. Стоит отметить, что в 2017 году половина дел ФАС повлекли не наказание, а именно предупреждение.
Еще вводится риск-ориентированный подход к плановым проверкам ФАС. Так, большой риск по-прежнему у торговых сетей с их высоким рыночным влиянием – они будут проверяться ежегодно. К среднему риску отнесли, например, здравоохранение и дорожное строительство – проверки в этих сферах будут осуществляться раз в 5 лет. Предприятия же, относящиеся к категории с низким риском, планово проверяться не будут.
Отдельный блок был посвящен правоприменительной практике 44-ФЗ и 223-ФЗ. Судя по большому количеству вопросов от госзаказчиков, сложности остаются. 44-ФЗ слишком зарегламентирован, а 223-ФЗ, наоборот – несмотря на масштабные изменения, рамочный, он не совершенен и порождает злоупотребления. Например, не решает вопрос закупок у единственного поставщика.
В завершении слушаний замглавы ФАС РФ определил, что работа предстоит обширная и серьезная. Однако, понятные планы сделают ее и конструктивной.