Мы находимся:

г.Челябинск, Пл. Революции, д. 7-а, офис 407

Эл.почта:

deloros.chel@gmail.com

Контактный телефон:

+7 (351) 247-73-47

Рождаемость в России упала до минимума за десять лет, что грозит обернуться серьезными проблемами для экономики. Переломить ситуацию призвана новая модель, в центре которой — многодетная семья.

— В России зафиксирован минимальный за последнее десятилетие показатель рождаемости: по данным Росстата, в прошлом году на свет появилось на 203 тыс. младенцев меньше, чем годом ранее. Единственным регионом страны, где не был отмечен спад рождаемости, оказалась Чечня. И даже снижение смертности до самого низкого в XXI веке уровня не помогло сохранить естественный прирост населения: за 2017 год — минус 134,4 тыс. При этом численность населения страны все же выросла за прошлый год на 73 тыс. — до 146,877 млн человек, что объясняется притоком мигрантов из других стран: в первую очередь Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Украины.

Падение рождаемости несет серьезные риски для экономики страны. Бюджет Пенсионного фонда на сегодняшний день уже дефицитен, объем обязательств перед пенсионерами выше, чем доходы, которые формируются из текущих выплат работающих граждан. Все возрастающий разрыв фактически разрушает существующую модель пенсионного обеспечения. И демографическая яма еще более усугубит ситуацию.

Вот настоящий вызов для России, который может негативно повлиять на социальный ландшафт государства в ближайшие десятилетия сильнее, чем война... И любые стратегии развития страны, региона, муниципалитета должны строиться с приоритетом на преумножение человеческого капитала.

Президент уже объявил о «перезагрузке» демографической политики страны: с 1 января в России появились два новых ежемесячных пособия. При рождении первого ребенка и до достижения им полутора лет семьям предоставляется ежемесячная выплата, равная региональному прожиточному минимуму на ребенка (в среднем в 2018 году она составляет 10,5 тыс. руб.). Из средств материнского капитала (действие программы продлено до конца 2021 года) семьи при рождении второго ребенка могут получать ежемесячные выплаты. Обе выплаты предоставляются семьям, чей среднедушевой доход не превышает 1,5 прожиточного минимума в регионе. Кроме того, для семей, в которых появились второй и третий ребенок, запущена спецпрограмма субсидирования ипотечных ставок.

Но этих мер явно недостаточно, чтобы в корне переломить ситуацию с падением рождаемости в стране. Во-первых, выплата маткапитала, по сути, заимствует детей из будущего. Семьи, которые и так планировали произвести на свет двоих детей, просто делают это с меньшим интервалом, будучи замотивированными на получение выплаты. Материнские пособия — важный шаг с точки зрения подчеркивания важности гендерного труда женщины. И это серьезные расходы для бюджета страны. Но это никоим образом не влияет на увеличение рождаемости.

Для того, чтобы ситуация действительно изменилась, необходимо, чтобы государство предъявило обществу несколько моделей, которые считает первостепенно важными для своего укрепления и развития. И финансировало семьи с этими моделями.

В стратегическом приоритете преумножения человеческого капитала следовало бы сделать упор на многопоколенную и многодетную семью, построенную по многовековой консервативной модели, где супруги растят детей и помогают престарелым родителям-пенсионерам.

Именно к этой, наиболее желательной для государства, модели должны быть прикреплены материальные стимулы — не материнское пособие или пенсионная выплата конкретному человеку, а всей семье: на уход за стариками, вовлечение их в воспитание детей, семейный труд. Реальная передача опыта и знаний происходит не между родителями и детьми, а между самым старшим и младшим поколением в семье. У одних появляется время и желание передать богатый жизненный опыт, а у других — тяга к познанию мира. Проблема отцов и детей есть всегда, но она — как песок, который, способствуя трению, создает движение. А если старшее поколение выброшено из процесса воспитания детей, пропадает смысл жизни.

Естественно, такая модель предусматривает, что семья должна жить за городом и иметь достаточно высокий доход. Урбанизация не способствует деторождению: оба родителя работают, бабушки далеко, живут сами по себе, а то и в домах престарелых, в детских садах — очередь.

В такой ситуации рождение более двух детей ведет к катастрофическому падению достатка, уровня жизни семьи. Большие города должны стать местом сосредоточения объектов культуры, искусства, медицины. Расположение заводов также совершенно оправдано делать кучным: это упрощает логистику, снижает издержки. А люди должны быть перегруппированы в экологически чистые районы, жить в маленьких уютных домах в эко-деревнях в радиусе 100 км от города.

Если молодой семье будет сказано, что она может жить в доме с приусадебным хозяйством, и после рождения первого ребенка будет списана четверть ипотечной задолженности, после рождения второго — половина, а после рождения или усыновления четвертого семья полностью вступит в права собственности — найдется немало желающих. И деньги на это найдутся — если зайдет речь о реализации модели, принятой и одобренной обществом, если будут ясно и четко сформулированы приоритеты социальной политики.

Если всегда только экономику, финансовый аспект делать превалирующим фактором, человек в этой модели места не останется.

Для других моделей семьи и меры господдержки, и система налогообложения должны быть иными. Это не только пресловутый налог на бездетность, но целый комплекс мер, связанный с неполными семьями. Потому что на сегодняшний день, к примеру, быть матерью-одиночкой с финансовой точки зрения выгоднее, чем растить ребенка в полной семье: известны случаи, когда семья оформляет фиктивный развод, продолжая жить и воспитывать детей, чтобы увеличить доход семьи за счет выплат. Это неправильный подход.

Традиционная модель семьи уже пережила несколько веков, она нацелена на воспроизводство человека как биологического вида. Любая другая модель, особенно в современном мире, который живет в эпоху потребления, фактически ведет к вымиранию человеческого рода. Люди начинают жить по принципу: сегодня я неплохо устроен, с комфортом, мне дети не нужны. Но не стоит забывать, что человек — биологическая машина, у которой есть свой срок эксплуатации. Если не родить детей в свой срок, род пресечется.

Помимо сытого золотого миллиарда, где люди избалованы комфортом и стремятся только к достатку и спокойствию, любыми путями избавляются от неудобств, связанных в том числе с рождением и воспитанием детей, есть еще по меньшей мере шесть с половиной миллиардов людей, которые живут в совершенно иной парадигме. Они как раз детей рожают. Их потомкам и предстоит заполнить освободившееся пространство. При этом, естественно, будет происходить вымывание компетенций, потеря знаний и технологий, накопленных человечеством. Так что миграция компенсирует потери людского капитала лишь отчасти. И в Америке, и в Европе власти уже столкнулись с огромными проблемами, вызванными неконтролируемым потоком мигрантов, их неспособностью и нежеланием перенимать традиции чужой страны.

Именно под планы роста численности и качества человеческого капитала, с заданным выше среднего уровнем жизни семей (а не отдельных категорий людей) должна проектироваться социальная инфраструктура. Именно на это должны быть сосредоточены ресурсы государства и общества.

"Деловой квартал", интервью, февраль 2018