Мы находимся:

г.Челябинск, Пл. Революции, д. 7-а, офис 407

Эл.почта:

deloros.chel@gmail.com

Контактный телефон:

+7 (351) 247-73-47

В минувшую пятницу, 30 сентября, состоялось первое в этом сезоне заседание экспертной группы Агентства стратегических инициатив (АСИ) по Челябинской области. Главным вопросом повестки мероприятия стало оглашение результатов внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Челябинской области. Кроме того, эксперты обсудили и планы на предстоящий сезон оценок.

Руководитель экспертной группы АСИ по Челябинской области, председатель челябинского бизнес-объединения «Деловая Россия» Константин Захаров решил начать заседание с ознакомления коллег с форматом работы в текущем году. Кардинально она ничем не отличается от предыдущих периодов. Каждый эксперт выбирает по 1-2 позиции из 15 пунктов дорожной карты, которые ему интереснее всего и в которых он является экспертом. Он проводит глубокий анализ и исследование: встречается с чиновниками, органами исполнительной и муниципальной власти, рассматривает, как они исполняют свои обязанности в рамках реализации исследуемого пункта. Затем эксперт выходит на экспертную группу с чётким докладом, в конце которого призывает членов группы проголосовать за один из трёх вариантов выполнения пункта дорожной карты, который он прорабатывал: «выполнено полностью», «выполнено частично», «не выполнено». Однако в этом году эксперты должны будут успеть провести всю работу до декабря включительно и представить свои оценки в АСИ.

Кстати, новую оценку экспертная группа будет проводить в новом составе. В прошлом году работу чиновников по улучшению инвест. климата оценивали 22 эксперта, а в этом эту работу будут проводить 19, из которых 11 человек остались из старого состава.

В пределах того же уровня

- Весной этого года состоялся Санкт-Петербургский экономический форум, на котором в очередной раз были подведены итоги внедрения стандарта АСИ в регионах и распределены места регионов по уровню инвестиционного климата. К сожалению, наш регион свои позиции в сравнении с 2015 годом не улучшил. В 2015 году мы занимали 28 место в России, а 2016 стали занимать 32 место. Мы не очень сместились, колебание небольшое, всего 4 позиции, но, тем не менее, задачи, поставленные губернатором перед правительством, были более амбициозные, - рассказывает Константин Захаров.

По словам руководителя экспертной группы, кроме оценки экспертной группы есть ещё два источника, из которых проводится оценка инвест. климата региона: статистические данные (насколько регион сдвинулся по параметрам оценки) и опросы предпринимателей (замер настроения бизнеса с точки зрения их оценки ситуации).

Если посмотреть на рейтинг наших соседей, то мы увидим, что в 2015 году Свердловская область занимала 47 место, а в 2016 году поднялась на 35 место, мощный скачок вверх сделал и Пермский край, поднявшись с 56 места (в 2015 году) на 30 место (в 2016 году), а вот Курганская область наоборот с 67 места опустилась на 77 место.

- Тюмень в 2016 году заняла 5 место. Но есть 5 регионов – Москва, Санкт-Петербург, Тюмень, Ханты- мансийский и Ненецкий автономные округа – они обеспечивают 80 процентов налоговых поступлений России. Раз это так, то с точки зрения рынка, бизнес в этих регионах всегда чувствует себя лучше, - поясняет столь высокий рейтинг Тюмени Константин Захаров.

Пункты особого контроля

В прошлом году исполнение некоторых пунктов дорожной карты вызывали у участников экспертной группы сомнения и нарекания. Например, пункт 4 «Принятие законов субъектов РФ о защите прав инвесторов и механизмов поддержки инвестиционной деятельности.

- Мы обратили внимание, что региональное законодательство не в полной мере обеспечивает защиту неизменности экономических условий для инвесторов в период действия инвестиционного проекта. Существенный фактор инвестиционной непривлекательности заключается в том, что инвестиционный проекты, рассчитанные на 5 и более лет, не могут быть обеспечены гарантиями регионального звена на неизменность условий, при которых инвестор входит, и это является одной из причин, которые мешают инвестору принять правильное решение. Что изменилось в этом вопросе, предстоит нам узнать в ходе предстоящей работы, - говорит Константин Захаров.

На контроле и пункт дорожной карты под номером девять: «Создание специализированного интернет-портала об инвестиционной деятельности субъекта РФ». В прошлом году группа экспертов отметила некорректность и недостаточность качества перевода информации, представленной на портале, а также неполное исполнение возможностей портала. Они даже хотели понизить статус по этому пункту, но новый руководитель Агентства инвестиционного развития уверил, что все эти вопросы решены, осталось только технически это всё исправить.

- С тех пор прошло более трёх месяцев, но, насколько мне известно, портал так и не стал точкой сборки всей информации, которая поступает с других сайтов, таких как Министерство экономического развития и другие. То есть точкой входа для инвесторов он так и не стал. Но это моё субъективное суждение. Экспертам предстоит изучить этот вопрос и вынести на группу более взвешенное мнение на момент принятия решения, - обращает внимание руководитель экспертной группы.

Пункт 7 «Наличие доступной инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов» также стоит на кончике карандаша. Эксперты отметили необходимость расширения доступной инфраструктуры в регионе в части аккредитации индустриальных парков и их развития.

И тут намечается положительная тенденция: сегодня количество площадок индустриальных парков растёт. Первым в регионе, в феврале этого года, получил федеральную аккредитацию Индустриального парк «Станкомаш», находится на аккредитации технопарк Магнитогорского металлургического комбината. Помимо этого, в стадии окончательного решения находится площадка в Сосновке, ведётся достаточно большая работа по новым площадкам, которые фактически существуют, но ещё не оформлены юридически. Насколько эффективно эта работа будет проведена исполнительными органами власти, нужно будет оценить экспертам.

Также в топ-лист «Под особым контролем» попал 5 пункт дорожной карты по улучшению инвестиционного климата на Южном Урале - «Наличие совета по улучшению инвестиционного климата».

- Группа просила внести на обсуждение в Заксобрание рассмотрение критериев инвестиционных проектов. Также было предложение увеличить количество предпринимателей в составе группы до 50 процентов и рассмотреть возможность создания совета по сопровождению инвестиционных проектов. В Законодательном Собрании мы ежемесячно вносим поправки в законы о налоговых льготах, введено понятие «специального инвестиционного контракта» в законы. В течение года органы исполнительной власти достаточно оперативно учитывали пожелания, которые члены группы высказывали в ходе рабочих встреч, - комментирует Константин Захаров.

По остальным пунктам дорожной карты, кроме названных, эффективность реализации мероприятий членами экспертной группы была признана соответствующей требованиям стандарта и, как отметил руководитель экспертной группы, на период экспертной оценки была достаточна.

- Я специально подчёркиваю, что на период оценки, поскольку жизнь идёт вперёд, появляются новые требования, очень сильно меняется среда, поэтому есть вероятность, что эти требования уже стали недостаточными и нам это тоже предстоит оценить, - отметил руководитель экспертной группы.